Ительмены

Название этого народа — ительмены — означает «житель», «живущий здесь». Русские документы и сочинения называли их камчадалами (Камчадалами именовались разные группы населения: собственно ительмены; потомки русских казаков и крестьян, переселенных на Камчатку в XVIII веке; смешанное русско-ительменское население.). Южная граница расселения ительменов — мыс Лопатка, северная — река Тигиль на западном побережье и река Ука — на восточном. На самом юге полуострова ительмены испытывали влияние айнов, на севере — коряков. Коряки тоже частично обитали в местах проживания ительменов.

Ительменов Владимир Атласов сравнивал с монголами: "Камчадалы так, как мунгалы, ростом ниски, телом смуглы, не мохнаты, малобороды, лицом колмыковаты с покляпыми носами, косолапы... Лица у камчадалов не столь продолговаты и скуласты как у других народов, щеки у них одутловаты, губы толсты и рот превеликой".

Ительменские селения располагались по рекам Камчатке (Уйкоаль), Еловке (Коочь), Большой, Быстрой, Аваче. Селились они и по берегам Авачинской губы.

Ительмены занимались рыболовством, ловили рыбу сетями, сплетенными из крапивных волокон, били ее острогами, строили ловушки-запоры на реках.

Охота тоже была давним занятием ительменов, хотя и не столь значительным, как рыболовство. Жители побережий охотились на сивучей, тюленей, морских бобров — каланов. Между рыболовами и охотниками существовал обмен. Ительмены обменивались также всем необходимым с кочевавшими по тундре коряками-оленеводами. Женщины и дети занимались сбором грибов, ягод, съедобных растений и кореньев, заготавливая их на зиму.

Ительмены мастерски изготовляли орудия из камня, кости, рога, дерева. Для передвижения служили долбленые лодки (баты), лыжи, собачьи упряжки.

Жизненный уклад ительменов способствовал созданию замкнутых, обособленных друг от друга больших семейных общин, каждая из которых владела охотничьими и рыбными угодьями. Возникали особые территориальные и языковые общности, которые можно условно назвать племенами. В острожках находилось одно или несколько полуземляных жилищ. Члены большой семейной общины обитали зимой в одном таком жилище, а на лето община как бы распадалась на отдельные парные семьи, каждая из которых переселялась в свой балаган, ведя хозяйство самостоятельно.

Социальное неравенство не имело у ительменов решающего значения. Есть сведения о существовании у ительменов рабов, но это была ранняя форма домашнего рабства.

В рабство ительмены брали представителей других народов – коряков, чукчей и других.

Данных об эксплуатации единоплеменников в среде ительменов нет. Материальное благополучие создавалось личными усилиями каждой семьи. В жизни ительменов сохранялись следы матриархата, хотя ко времени появления на Камчатке русских землепроходцев прочно утвердился приоритет мужчин.

 

Использованные источники:

  • Сергеев В. Д. Страницы истории Камчатки. Дореволюционный период. Дальневосточное книжное издательство, г. Петропавловск-Камчатский, 1992 г.
  • Полевой Б. П. Новое об открытии Камчатки, часть 2. Под редакцией Е. В. Гропянова. Петропавловск-Камчатский, издательство ОАО «Камчатский печатный двор», 1997 г.