Мифы и сказания народов Камчатки
Жизнь в суровых условиях Севера, нелегкий труд рыбаков, бесконечные скитания по тундре с табунами оленей, риск на охоте — все это ставило людей в зависимость от стихийных сил природы. Человек оказывался беззащитным перед болезнями, голодом, землетрясениями. Но занятия рыболовством, оленеводством, охотой и собирательством позволяли людям разносторонне познавать природу. В то же время человек не был избавлен от чувства бессилия перед ее грозными явлениями, не мог объяснить их. Все это порождало фантастические представления об окружающем мире. Животные, растения, стихийные явления наделялись сверхъестественными свойствами и одухотворялись людьми. Рыболовы, охотники, оленеводы верили, что в горах, тундре, лесах, реках и морях обитают добрые и злые существа. По представлениям ительменов, например, внутри вулканов обитали духи — гамулы, а дым из жерла вулканов означал, что они готовят себе пищу.
|
Фильм "Земля Кутха", автор Александр Безуглов |
У ительменов, коряков, чукчей было сходство в представлениях о мире и его сотворении. Помимо земного мира, в котором обитали люди, существовали еще верхний и нижний миры. В верхнем находилось «небесное существо» (у коряков— найнынен), которое наблюдало за людьми, покровительствовало им, но прямо в их дела вмешивалось редко. «Небесное существо» представлялось сходным с небом, с солнцем, то есть с «верхом». Оно способствовало добру, гармонии, мировому порядку.
Народы Камчатки верили в существование благожелательных существ, хозяев моря, лесов, гор, рек, земных и морских животных, птиц, рыб. Ительмены почитали хозяином моря Утлейгана. Уважаем был рыбообразный бог Митг, хозяин рыб, поселивший их в реках. «Морской хозяин» в представлении коряков и чукчей с виду был полуморжом-получеловеком. Почитали ительмены хозяина земных зверей Пиля-чуча, маленького человечка, живущего в облаках, который носит парку из меха росомахи и летает на птицах. У коряков и чукчей тоже имелось божество, соответствующее Пиля-чучу,— покровитель животных, в первую очередь оленей, Писвусъын. Он тоже маленького роста, ездит на коршунах или мышах.
Люди просили у покровителей удачной охоты, рыбной ловли, пастбищ для оленей, а в благодарность «угощали» жертвенной пищей. Изображения некоторых духов-охранителей они носили с собой, держали в жилищах.
Рядом с добром, которое проявлялось в благополучии человека, в равновесии всех сил природы (свет, тепло, солнце, день), присутствовало и зло — все то, что причиняло людям боль, голод, смерть (гибель животных, неприход рыбы, холод, тьма, извержение вулканов, землетрясения). Злые начала, злые духи именовались у ительменов — кана, у коряков — кала, нинвиту, камаку, у чукчей — кэле. Живут они под землей или в пустынных местах, способны проникать в людские жилища через дымовое отверстие, забираться в очаг с левой стороны, похищать души людей, насылать болезни и даже смерть.
Ничего хорошего не сулило ительменам появление ящериц, принимаемых ими за соглядатаев повелителя загробного подземного мира Гаеча. Землетрясения, по представлениям ительменов, производил Туил, когда его собака Козей встряхивалась, сбрасывая с себя снег. Небезопасными считались встречи с карликами — пихлачами.
Злым духам тоже приходилось приносить жертвы. От них оберегались с помощью духов-охранителей в виде фигурок-амулетов из камня, дерева, кости, В каждом селении были свои охранители в виде деревянного столба с грубо вырубленными изображениями человеческого лица. Охранителем могло быть и деревянное приспособление для добывания огня, существовали охранители лодок, сетей. Уберечь от недобрых духов могла и сама лодка, и бревно с зарубками, служившее лестницей в жилище-полуземлянке.
Защитниками семейств выступали и предки-покровители. Одни из них, вероятно более древнего происхождения, назывались у коряков ыллапил (бабушка), другие — более позднего— аппапил (дедушка). Предки покровительствовали потомкам во всех их делах. В семьях и селениях сохранились предания о предках, говорили и вспоминали о них с уважением.
Если люди оказывались не в состоянии сами вести борьбу со злыми существами, то прибегали к помощи шаманов, полагая, что те могут общаться с духами и даже повелевать ими. Предполагалось, что шаманы способны помочь охотникам и рыболовам, могут прогнать болезни, усмирить непогоду, изгнать злых духов. Наряду с фантастическими представлениями о мироздании шаманы использовали накопленный людьми опыт, знания о природе. Часто шаманы были глубокими знатоками душевных переживаний человека, его внутреннего мира.
Если принять во внимание нелегкие условия жизни народов Камчатки, то станут понятны их верования в добрых и злых существ. Но это не исключало активной деятельности людей, надежды на собственные волю и силу.
Главным персонажем мифологии ительменов, коряков, чукчей является первопредок Ворон. Ительмены именовали его Кутх, коряки— Куткынняку (Куйкынняку), чукчи — Куркыль. Вероятно, изначально образ Ворона-Кутха возник у ительменов. Затем Ворон появился в мифах не только коряков и чукчей, но и в преданиях эскимосов и индейцев северо-запада Америки.
По ительменским мифам, Кутх творил мир: спускал с неба землю; горы и долины — также следы его действий. В корякских мифах Ворон не создает мир, но побеждает злых духов. Чукчи верили, что Ворон создал собак, оленей, китов, птиц.
Став после сотворения Камчатки ее жителем, Кутх обзавелся женой Мити (Миты). Из их детей в ительменских сказках чаще упоминается о сыне Эмемкуте и дочери Синаневт. Люди не испытывали страха перед Кутхом, могли даже порицать его за то, что он не слишком удачно, по их мнению, сотворил Камчатку. Кутх добродушен, иногда способен на шалость, смешные, но безобидные проказы, часто сам оказывается в комическом положении. В Кутхе совмещены черты и ворона, и человека. Создав жизнь, он сам стал ее участником.
Большой интерес представляет устное творчество коренного населения Камчатки — исторические предания давнего и сравнительно недавнего времени, бытовые сказки, сказки о животных, наделенных человеческими чертами. Многое в сказках объясняется близостью человека к природе. Поэтому герои легко перевоплощаются в животных, и наоборот. В сказках одухотворяются явления природы и предметы. Человек и зверь находятся в дружественных отношениях, ведь зверь — источник существования и не может быть врагом человека. Животные в сказках наделены человеческими качествами, они могут ссориться и дружить, готовить пищу, охотиться, строить жилища.
Во многих сказках людям приходится бороться с вредоносными духами (нинвитами, кэле) и побеждать их не только с помощью чудес, но и благодаря собственной силе, смекалке, находчивости. В некоторых ительменских сказках действует богатырь Тылвал, защищающий свой народ от недругов. Каждый из рассказчиков «поселял» Тылвала в той местности, которая была близка ему самому и слушателям. Все это придавало особую достоверность преданиям. В легендах о Тылвале нет ничего сказочного, волшебного.
Сказки содержат много бытовых подробностей, позволяя лучше представить прошлое народов Камчатки.