9 августа — Международный день коренных народов мира
6 августа 2010 г.
В 1994 году Генеральная Ассамблея постановила, что Международный день коренных народов мира будет отмечаться каждый год 9 августа. В этот день в 1982 году состоялось первое заседание Рабочей группы по коренным народам Подкомиссии по поощрению и защите прав человека.
В пределах территории России на Командорских островах живут одни из представителей коренных и малочисленных народов - алеуты. Они были переселены в 1825 г. администрацией Российско-Американской компании с восточных островов Алеутской гряды. Единственное в России место компактного проживания алеутов - село Нико́льское — административный центр и единственный населённый пункт Алеутского района Камчатского края.
В Никольском проживают последние носители медновского и беринговского диалектов алеутского языка. Село основано в 1826 году переселенцами с острова Атту (один из Алеутских островов).
На начало XXI века Никольское осталось единственным обитаемым населённым пунктом на архипелаге. Ранее существовали также населённые пункты Северное, Саранное на острове Беринга и Преображенское на острове Медный, жители которых были переселены в Никольское в 60-х годах XX века.
Название народа - алеуты - придумано русскими. Самоназвания коренного населения островов различны: сасигнан или саксиннан (о.Беринга), унанган (о.Медный) и т.д. Затем, смешавшись с креолами и представителями других народов, население приняло самоназвание алеутов. Однако язык на о. Беринга и о. Медном общим не стал: сложились два диалекта.
Самоназвание унанган или анангин, возможно происходит от антангик "человек", ангангик "живущий", "житель". Этноним алеуты был дан русскими в сер. ХVIII в., его современная трактовка вариативна. Алиут, "осторовитянин" (чук.), алягук, "море" (алеут.), аляв, элев, "обвязать", "обмотать" (чук., кор.), аллитхух, "община", "отряд", "войско", "команда".
Особенностью историко-культурного развития алеутов является динамика их этнической культуры в зависимости от политики Российско-Американской компании, которая оказывала влияние на соотношение жизнеобеспечивающих и товарных основ их экономики. На начальном этапе, до 1867 г., отмечено сохранение культурной традиции, соответствующей общеалеутской (добыча пушнины, охота на морского зверя, заготовка товарного продовольствия, традиционные элементы материальной культуры), либо, в связи с особенностями географии Командор, частично видоизмененной (собачья упряжка, заимствованная с Камчатки). Значительное влияние на алеутов оказали русские.
Второй этап (1871-1920-е) истории Командор начался с аренды островов сроком на 20 лет американской промысловой компанией. Он характеризуется частичным нарушением культурной преемственности, что было связано с интенсификацией товарных отношений, увеличением доли привозных товаров, при сохранении прежних видов промысловой деятельности. С 1891 г . Командоры перешли в аренду отечественным компаниям, но прежние тенденции развития их культуры, особенно в сфере материальной культуры, продолжилась.
Современный период истории алеутов Командор начинается в 1920-е гг. и имеет несколько направлений государственных мероприятий против процессов депопуляции островов, происходивших во второй период их истории. Это хозяйственная реорганизация и ревитализация островной фауны, преодоление островной изоляции, интегративное развитие местной экономики, социально-культурная политика. Преобладание в настоящее время на островах некоренного населения, способствует интеграционным процессам и территориальной мобильности, характерным для современных коренных народов Севера.
Источник: Отдел экологического просвещения Командорского заповедника
Если Вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста сообщите.