Долина смерти продолжает убивать
7 октября 2010 г.
Участок у самого подножья вулкана Кихпиныч - природная «газовая камера», где ежегодно от высокой концентрации токсичных газов гибнут десятки животных. В сентябре на полевых работах ученые Кроноцкого заповедника обследовали Долину смерти и посчитали жертв этого сезона.
В истоках реки Гейзерной, в пределах зоны выхода вулканических газов участники полевого отряда два дня проводили сбор всех павших животных. По количеству «жертв» этот сезон вполне обычный — Долина смерти продолжает «работать», убивая всех животных, случайно попадающих в зону выхода ядовитых мофет и фумарол.
«В этом сезоне в Долине смерти погибло 44 особи различных видов животных. На основной площадке гибели (в местах слияния ручьев Гибельного и Желтосопочного) зарегистрирована гибель трех видов полевок (красно-серой, красной и полевки-экономки) двух видов бурозубок (средней и камчатская), зайца-беляка и кулика-фифи. Крупным животным в этом сезоне «повезло» — медведица с медвежонком, обследуя место гибели мелких животных, не пострадала» — рассказал Владимир Мосолов, заместитель директора по науке ФГУ «Кроноцкий заповедник».
Справка: Объект со зловещим именем «Долина смерти» был обнаружен довольно поздно, хотя находится этот природный феномен всего в 7 километрах от кордона Долина гейзеров. В 1975 году два исследователя, почти одновременно, но с разных сторон шли к открытию Долины смерти. Сотрудник института вулканологии В.Л. Леонов 28 июля и сотрудник Кроноцкого заповедника В.С. Каляев 31 июля, обследуя тундры у подножия горы Желтой, в слиянии трех истоков реки Гейзерная, обнаружили кладбище мертвых птиц, зверей и насекомых. А в 1983 году в Долине смерти был специально построен домик для наблюдений.
Долина смерти расположена на пути подъема газовых струй с больших глубин. Анализы показали: состав ядовитого газового «коктейля» в камчатской гибельной долине значительно сложнее, а потому агрессивнее и опаснее, чем в типичных «Долинах смерти» — он просто не имеет аналогов. В составе преобладает сероводород, двуокись серы, сероокись углерода и сероуглерод. Эти газы губительно действуют на ЦНС, вызывая учащенное сердцебиение, тяжелые отравления, обмороки, паралич конечностей. Ученые, работающие в Долине смерти, ощущают головную боль, жар, головокружение, слабость. Но если вовремя покинуть опасное место, выйти на продуваемое место, самочувствие восстанавливается быстро.
В Долине смерти господствует восстановительная среда — поэтому мертвые звери в этой нерукотворной кунсткамере сохраняются очень долго. Павшие крупные млекопитающие — это, в основном, хищные звери и птицы, охотно питающиеся падалью. Сложилась своеобразная трофическая цепочка: первыми весной на проталинах погибают мелкие воробьиные птицы, затем — спускающиеся к ним лисицы, позже — привлеченные трупами росомахи и медведи, а из птиц — вороны и беркуты. Если сразу убирать трупы, то количество гибнущих животных уменьшается, так как цепочка прерывается. Травоядные животные сюда заглядывают редко. Большинство полевок гибнет летом и осенью в период расселения.
Природные явления, подобные камчатской Долине смерти, есть и в других районах планеты, отличающихся вулканической активностью: близ Йеллоустонского национального парка в США («Мертвое ущелье», где найдены погибшие медведи-гризли), на Яве в Индонезии, где существует несколько «долин смерти», и зарегистрированы даже гибели людей. Существует опасное место в горной выработке известняка близ Неаполя в Италии («Собачий грот»). Всюду причиной трагедий является углекислый газ, скапливающийся в приземных слоях воздуха. В пределах России регулярная гибель животных от фумарольных струй известна на острове Ушишир (Курильская гряда).
В Кроноцком заповеднике мощные выходы сероводорода высокой концентрации есть на вершинах вулканов Кизимен и Комарова. Но это практически безжизненная зона и животные гибнут там редко. В кальдере Узон очень небезопасно находиться на некоторых участках у озера Фумарольного. Помимо сероводорода здесь имеются мощные испарения ртути.