Секреты «сонного царства» Камчатки раскрывает старший научный сотрудник Кроноцкого заповедника
28 января 2011 г.
Зимняя спячка животных в самом разгаре. Одни лесные обитатели зимуют в "свежемороженом виде", другие - в закупоренных теплых норах при кислородном дефиците. Ну а кое-кто, обходясь без еды и воды, вынужден ухаживать за народившимся потомством.
Различают несколько видов спячки: анабиоз, или оцепенение, классическую спячку и дрему. Рекорд по анабиозу, безусловно, принадлежит сибирскому углозубу. Во время спячки его организм практически не функционирует. "Этот единственный на Камчатке аборигенный вид амфибий способен переносить низкие температуры, при этом температура его собственного тела также опускается ниже нуля. В составе крови углозуба присутствует своеобразный "антифриз", который не дает тканям перемораживаться", - рассказывает Александр Никаноров, старший научный сотрудник Кроноцкого заповедника. К спячке печень углозуба синтезирует количество глицерина, равное 37% массы его тела. Зимуют эти амфибии вне водоемов, под толстым слоем дерна. Ученые находили углозубов, пробывших в оцепенении в условиях вечной мерзлоты от 80 до 100 лет и благополучно вернувшихся к жизни.
Классическую спячку предпочитают камчатские летучие мыши - ночница Брандта и северный кожан. Они способны кратковременно переносить понижение температур до минус 3-4 C. Однако, при долговременном переохлаждении, животные, подобравшие непригодные для зимовки убежища, погибают. Не обладая талантом углозуба, рукокрылые устраиваются на зиму в местах с относительно постоянным микроклиматом: в Приморье и Сибири - в пещерах с температурой 5-6 градусов выше нуля, а на Камчатке за неимением пещер - в дуплах крупных тополей.
Кроме летучих мышей "классически" спят камчатский сурок и камчатский суслик (в народе – евражка). Эти животные залегают в норы, или зимовальные камеры, по несколько особей, независимо от пола и возраста. Температура их тела понижается до 26-30 C. Если достать спящего зверька из норы, наощупь он будет совершенно холодным, сердцебиение и дыхание почти незаметными. Чтобы прийти в активное состояние ему потребуется несколько часов. Норы сурки и суслики готовят к зимовке основательно: делают подстилку из трав, мхов и лишайников, закрывают вход в нору земляной пробкой. Из-за того, что нора закупорена, и свежий воздух не поступает, в ней значительно повышается концентрация углекислого газа. Сурки и суслики - рекордсмены среди млекопитающих по пребыванию в воздушной среде с повышенной концентрацией СО2.
Спячку бурого медведя специалисты называют дремой. Во время этого поверхностного и чуткого сна дыхание и сердцебиение косолапого замедляются незначительно, причем дремлющий зверь всё прекрасно слышит. Потревоженный в берлоге медведь способен в мгновение ока "вылететь" из берлоги "мохнатой кометой", быстро оценить ситуацию и либо «пуститься в бега», либо наказать обидчика. Медведицы, родившие в берлоге медвежат (обычно это происходит в декабре-январе), ухаживают за беспомощными детенышами и потому дремлют лишь время от времени. В течение 6 месяцев "зимнего отдыха" медведь ничем не питается, кишечник его не функционирует. "Во время дремы у медведей отрастают когти, шерсть и слой эпидермиса (кожи) на лапах. Поэтому они лижут их своим шершавым языком, снимая зуд. Отсюда и взялось народное поверье о том, что медведь в берлоге якобы питается, сося лапу", - развенчивает наивное заблуждение Александр Никаноров. Ученые категорически опровергают и предположения о том, что в районе геотермальных полей (например, в Долине гейзеров) медведи вообще не ложатся в спячку или засыпают гораздо позже других. Биоритмы косолапых непоколебимы, и в нужное время, несмотря на тепло, идущее от земли, они уходят в среднегорье, чтобы расположиться на полугодовой отдых.
Озерная лягушка, завезенная на Камчатку более 20 лет назад, также приспособилась к длительным зимам. Как и углозубу, этой лягушке (кстати, крупнейшей среди всех видов российских лягушек) помогает пережить охлаждение антифризное вещество глицерол. В спячку лягушки впадают, когда температура воды устойчиво снижается до 8-10 C. Тогда они забиваются в придонный слой ила и зимуют в водоемах с проточной водой, где они получают больше кислорода. У нас эти невольные «переселенцы» с большим успехом обжили водоемы с термальной (Паратунская зона) и подогретой водой (особенно в районе сброса вод с ТЭЦ-2). В таких условиях, неизвестных им на прародине, лягушки могут бодрствовать круглый год.
Источник: Кроноцкий государственный природный биосферный заповедник