Большая наука за школьной скамьёй
19 мая 2011 г.
Первые шаги в серьезную науку сделали этой весной камчатские школьники. Отличникам по биологии, экологии и краеведению предложили участие в конкурсе научно-исследовательских работ и проектов. Для написания взрослых трудов дети сутками дежурили у птичьих гнезд, изучали фаст-фуд, быт шмелей и осанку своих одноклассников.
Природа Камчатки, её обитатели и факторы экологического риска, такие области исследований очертили инициаторы, а темы придумывали сами школьники. Всё было если не академично, то уж точно основательно: в научно-исследовательских работах полагалось быть оглавлению, введению, иллюстрациям, списку литературы; в них должны были быть указаны места, сроки и методика проведения исследований, объем собранного материала и заключение с формулировкой общих выводов.
Потому перед защитой детям пришлось не только надолго "прописаться" в библиотеках, но и побегать с полевым дневником и фотоаппаратом наперевес. "Труды", на которые был затрачен только Интернет-трафик родителей, из соревнования выбывали сразу. Конкурс придумали и воплотили управление образования Елизовского района, Центр доп.образования детей "Луч" и Кроноцкий заповедник.
«Моя работа называется "Наблюдение за птенцами зимника камчатского" - рассказала 12-летняя Настя Коптелова. "Такой объект для исследований я выбрала, потому что на 24 километре Елизовской трассы обнаружила большое гнездо, до полутора метров в диаметре. Наблюдения за семейством хищных птиц я вела с 29 мая по 29 июля, в совокупности около 50 часов. Поначалу зимники-родители пугались, и даже пикировали, потому чтобы не беспокоить, я стала наблюдать с более безопасного расстояния. По окончанию полевых исследований в гнезде вылупилось 5 птенцов это вида, по латыни он пишется как Buteo lagopus kamtschatkensis Dement".
Другая юная исследовательница посвятила свой труд бабочкам, или, как правильно, но романтично, "Чешуекрылым окрестностей города Елизово". За яркими созданиями Надя Куваркина вела наблюдения летом 2010. "Я узнала, какие чешуекрылые встречаются в наших краях, всего мне удалось зарегистрировать 30 видов из 13 семейств. Многих бабочек удалось сфотографировать. В полевом дневнике я отмечала вид объекта, примерный возраст и пол, приходилось всюду носить с собой толстый справочник. В своей работе я рассказываю о роли чешуекрылых в опылении цветов и поднимаю проблему пожаров, когда бабочки из-за человеческой халатности лишаются привычных мест обитания."
Каждой работе был заранее назначен рецензент, в основном, из числа научных сотрудников Кроноцкого заповедника и природного парка "Вулканы Камчатки". Хвастались результатами ученики на конференции в "Луче", где представили свои фото-презентации. Всё дети и их педагоги получили грамоты и памятные призы, а победители еще и пропуск на участие в школьной научно-практической конференции Камчатского края.
Вот полный список работ:
«Редкие орхидеи окрестностей Термального» - Матушкина Елена, 5 класс.
«Изучение последствий антропогенного воздействия на экосистему озера Тарелочка» - Нефедов Сергей, 6 класс.
"Наблюдение за птенцами зимника камчатского" - Анастасия Коптелова, 7 класс.
«Крупные бабочки окрестностей Термального» - Герасимов Филипп, 4 класс
«Результаты мониторинговых наблюдений за гнездовой деятельностью муравьев formica lugubris в 2010 году» - Лаврова Юлия, 6 класс.
"Результаты фенологических наблюдений в окрестностях поселка Термального в 2010 году" - Агафонов Кирилл, 10 класс.
«Шмели приусадебного участка» - Казаков Евгений, 6 класс.
«Нация фаст-фуда» - Соснина Даяна, Морданов Дмитрий, 9 класс.
«Госпожа Инфузория» - Громова Дарья, 7 класс.
«Влияние алкоголя и табака на состояние здоровья человека» - Андрюшечкина Ирина, 7 класс.
«Цветущий дворик» - Дашкевич Яна, Сендецкая Юлия, 9 класс.
«Черная ворона» - Рябов Владимир, 7 класс.
«Наблюдение за птицами в черте города Елизово» - Антонец Светлана, 5 класс.
"Чешуекрылые окрестностей города Елизово" - Надежда Куваркина, 7 класс.
«Безопасны ли посудомоющие средства» - Паньков Федор, 7 класс.
«Изучение зимней орнитофауны юго-восточной окрестности города Елизово» - Куваркина Надежда, 7 класс, Куваркина Екатерина, 4 класс.
«Изучение осанки школьников п. Нагорый» - Гринькова Анастасия, 10 класс.
«Экологические последствия интенсивного развития энергетического потенциала Камчатского края» - Бутнор Анна, 11 класс.
Источник: Кроноцкий государственный природный биосферный заповедник