Обитатели заповедной территории гибнут от рыбацкого мусора
19 июля 2011 г.
В поисках пищи среди морских выбросов лисица, обитающая на берегу Кроноцко-Богачёвского лимана, получила травмы, не совместимые с жизнью. Вечером, 16 июля своего раненного соседа во время обхода территории обнаружил госинспектор заповедника, патрулирующий окрестности кордона Аэродром.
«Позавчера вечером вместе со своей семьей (женой и двумя младшими сыновьями) я шел по берегу океана недалеко от устья реки Кроноцкой и заметил странные следы, словно лиса тащила неподъемную добычу. Мы пошли по следам и через сотню метров нашли обрывок рыболовной сети, в которой запуталась лиса. В умирающем животном я сначала даже не узнал своего старого знакомого по кличке «Злодей», настолько изменились его обычно полные энергии глаза. Морда бедолаги была опухшей, глаза засыпаны сухим песком. Судя по следам, борьба с сетью шла не один час, и у лиса больше не оставалось сил. Он сделал главное для своего спасения: выволок сеть из зоны быстро прибывающего океанского прилива, но большее было свыше его сил: тонкий капроновый шнур туго стянулся вокруг его шеи» - написал в своём интернет-блоге государственный инспектор ФГУ «Кроноцкий заповедник» Игорь Шпиленок.
Люди оказали покалеченному животному помощь – перерезали синтетические путы, однако лис не прожил и трёх дней. Утром 19 июля зверь, который еще весной играл с выброшенным на берег Кроноцко-Богачёвского лимана поплавком, погиб от другой рыболовной снасти.
Даже на территории, где соблюдается строгий заповедный режим, инспекторы не всегда могут защитить своих подопечных от подстерегающей их опасности. Сколько не уничтожай килограммы сетей и веревок, море регулярно выбрасывает на сушу новую порцию смертельного хлама.
«В Кроноцко-Командорской подзоне за пределами трёхмильной заповедной зоны ведётся дрифтерный промысел лососей. Ежегодно в морских водах гибнут тысячи птиц, которые ныряют за рыбой, застрявшей в многометровых сетях. Погибают сотни морских млекопитающих, в том числе занесенных в Красную книгу России, таких как сивучи, кольчатые нерпы, клюворылы, горбачи и другие. Косвенно, дрифтерный промысел оказывает негативное влияние на обитателей приморских зон суши. Звери в поисках пищи на берегу нередко запутываются в обрывках сетей, выброшенных приливной волной. Регулярно жертвами морского мусора становятся наземные млекопитающие Кроноцкого заповедника и Южно-Камчатского заказника» - рассказал заместитель директора по науке ФГУ «Кроноцкий заповедник» Владимир Мосолов.
В этом случае есть несколько вариантов развития ситуации:
• зверь, пытаясь освободиться из сети, наносит себе серьёзные травмы, зачастую при этом погибает;
• запутавшееся животное может захлебнуться во время прилива;
• попавший в сеть зверь становится лёгкой добычей для хищников, целенаправленно посещающих прибойную полосу в поисках своих жертв.
Случай, описанный Игорем Шпиленком на страницах его «Живого журнала» далеко не единичный. Сотрудники заповедника не раз находили на берегу мёртвых каланов, нерп, редких морских птиц, которые, запутавшись в обрывках морских сетей, погибали в море, а их трупы выносило на берег.
Согласно расчётам, приведённым в книге учёных Артюхина Ю.Б., Бурканова В.Н., Никулин В.С. «Прилов морских птиц и млекопитающих на дрифтерном промысле лососей в северо-западной части Тихого океана», ежегодно ущерб, наносимый популяциям морских птиц и млекопитающих «стеной смерти», составляет в среднем 265 миллионов рублей в год. Случайная гибель животных на дрифтерном промысле лососей неизбежна и это - реальная угроза истребления многих видов, в том числе уже занесенных в Красную книгу РФ.
Дрифтерный промысел в России до сих пор не запрещён, но и вопрос охраны морских птиц и млекопитающих, гибнущих при таком способе добычи тихоокеанских лососей не проработан. А ведь в мировой практике давно применяются эффективные средства, помогающие предотвратить массовую гибель животных.
Это видимые приспособления, помогающие животным разглядеть сети в водной толще, а также акустические репелленты (пинджеры), отпугивающие животных от сетей излучением высокочастотных звуков. Однако для того, чтобы приступить к использованию этих средств в российских водах, необходимо провести ряд экспериментальных исследований.
Дрифтерный лов (от английского слова drift – дрейф) – лов рыбы с промысловых судов – дрифтеров. Дрифтерные сети называют «стенами смерти». Их ширина - около 30 метров и высота - до 12 метров. Вместе они составляют многокилометровые порядки. Сети находятся на пути миграций тунцов, лососей, китов, других мигрирующих животных. Молодь, проходя через ячейки дрифтера, получает раны и гибнет. Гибнут птицы и морские млекопитающие.
Первыми в 1920-х гг. использовать соединенные в порядки плавные сети, выставляя их с судов на путях миграций рыб, начали японские рыбаки. В начале 1990-х на основе двухсторонних межправительственных соглашений Россия разрешила японским компаниям морской лов лососей дрифтерными сетями в исключительной экономической зоне РФ. За период наиболее интенсивного развития с 1992 по 2008 гг. выставлялось в среднем 78,6 тыс. км сетей в год. Параллельно с японским промыслом в рамках изучения анадромных миграций тихоокеанских лососей начал активно развиваться отечественный научно- исследовательский дрифтерный промысел, который с середины 1990-х гг. превратился в крупномасштабное коммерческое рыболовство. Российские исследования лососей на базе дрифтерного флота охватывают всю акваторию Тихого океана и Берингова моря в пределах исключительной экономической зоны РФ и значительную часть акватории Охотского моря, но основная доля промысловых усилий приходится на тихоокеанские воды Юго-Восточной Камчатки и Северных Курильских островов.
Источник: Кроноцкий государственный природный биосферный заповедник