Холодное лето угодило диким северным оленям
28 июля 2011 г.
Приморские тундры и морской берег Кроноцкого заповедника – лучшее убежище от кровососущих насекомых. Спасаясь от них, здесь даже северные олени собираются в крупные стада. В таких стадах легче всего пересчитать животных и оценить размер приплода. Это даёт возможность зоологам спрогнозировать прирост популяции.
Тундры близ Кроноцко-Богачёвского лимана для немногочисленной популяции дикого северного оленя остаётся надёжным местом для отёла и выпаса после трудной бескормной зимовки. На продуваемой морскими ветрами болотистой тундре они спасаются от гнуса. Зачастую олени сбиваются в стада и заходят в морскую воду, где их не беспокоят кровососы. В тундре дикие северные олени начинают пастись ранней весной, кормятся здесь всё лето, а осенью у животных начинается брачный период. После гона они выходят на горные тундры Железнодорожного хребта и Гамченского Дола, где переживают зиму.
«Сейчас в тундре можно наблюдать стада смешанного состава: здесь есть и самки, и самцы и появившиеся в конце мая телята. Это очень удобный момент, чтобы посчитать половозрастной состав кроноцкой популяции. В декабре прошлого года начал активно извергаться вулкан Кизимен, олени пережили суровую зиму при бескормице и высокой смертности. Поэтому половозрастной состав группировки - это своеобразный тест на то, как кроноцкая популяция пережила зиму и есть ли перспективы восстановления численности в дальнейшем, а также возможно ли её увеличение и выход за пределы охраняемой территории. В сущности, сохранение биоразнообразия Восточной Камчатки – одна из главных задач, которую ставит перед собой Кроноцкий заповедник. Она решается методом охраны таких крупных животных, как дикий северный олень Камчатки, по сути он сохранился только на территории Кроноцкого заповедника» - рассказал заместитель директора по науке ФГУ «Кроноцкий заповедник» Владимир Мосолов.
Сегодня наблюдение за дикими северными оленями ведёт госинспектор Кроноцкого заповедника, патрулирующий окрестности кордона Аэродром, Игорь Шпиленок. Задание пересчитать и описать всех встреченных особей – будь то взрослые или телята – он получил месяц назад, пока результаты мониторинга не слишком обнадёживающие.
«Раньше в одном стаде собиралось много сотен животных. В этом году первые олени появились поздно - в конце мая пришли 4 самки, они родили здесь телят, а большого скопления не было. Потом олени всё-таки появились, но максимум, что я видел – 72 особи одновременно. Печалит то, что очень мало оленят, родившихся в этом году, видимо зимовка была непомерно тяжёлой и что-то пошло не так. Но сейчас здесь хорошие для северных оленей условия – температуры низкие и мало гнуса. Олени могут хорошо питаться. Они сейчас довольно упитанные и быстро восстанавливаются после тяжелой зимы. Несколько дней у кордона наблюдаю огромного самца оленя, ну это просто монстр. Рога – гигантские, и я не видел ни в одном музее, ни по своим коллекциям, собранным в тундре после сброса рогов экземпляров такого размера… За оленями пришли и волки. Я за всю зиму ни одного волка не видел, а вот на днях увидел волчицу, причём где-то недалеко расположено её логово. А раз логово, значит волки с выводками в этих окрестностях совсем недалеко охотятся» - рассказал государственный инспектор ФГУ «Кроноцкий заповедник» Игорь Шпиленок.
Как ни парадоксально, но именно самцы-доминанты чаще других оленей становятся добычей волков. Дело в том, что во время гона они не подпускают к избранницам более слабых соперников и пока держат оборону, растрачивают все силы. Происходит это как раз накануне зимовки. Поймать ослабленное животное серым хищникам не представляет особого труда.
По последним данным численность кроноцкой популяции дикого северного оленя - около 800 особей. После весенне-летнего отёла количество животных может увеличиться до 1100-1200 особей. Окончательные данные появятся после осенних учётов, которые сотрудники заповедника традиционно проводят на Кроноцко-Богачёвских тундрах.
Источник: Кроноцкий государственный природный биосферный заповедник