Живут же кунджи. В ручье Тёплом обосновалась жилая популяция гольцов.
27 сентября 2011 г.
Автор статьи – старший научный сотрудник ВНИРО Евгений Есин.
Фауна рыб полуострова Камчатка уникальна. При малом количестве видов и почти полном отсутствии истинно пресноводных рыб, которые широко распространены в материковых реках, в водоемах Камчатке образуются сложные и разнообразные внутривидовые группировки проходных рыб.
Можно сказать, что современное разнообразие ихтиофауны полуострова в основном сформировано не устойчивыми и долго существующими таксонами-видами, а за счет эволюционно молодых внутривидовых форм. Для науки такая ситуация представляет большой интерес, так как позволяет изучить и понять биологические принципы формообразования – раннего этапа эволюции, на котором из сложившихся, хорошо отличимых видов образуются новые таксоны, которые, в свою очередь, рано или поздно могут также стать самостоятельными устойчивыми видами.
Хорошо иллюстрирует внутривидовое разнообразие камчатской ихтиофауны голец мальма. На полуострове насчитывается множество подвидов и форм этой лососевой рыбы: проходная, жилая речная (не выходит в море) и карликовая ручьевая, озерная и т.п. А вот ближайший родственник мальмы – голец кунджа из того же рода Salvelinus внутривидовые формы на Камчатке образовывать не любит. До недавнего времени считалось, что помимо типичной проходной формы кунджи, которая широко распространена на обоих побережьях, имеются лишь 2 жилые речные популяции, обитающие в бассейнах крупнейших рек полуострова – Камчатки и Большой.
В 2009 году научной группой заповедника при обследовании водотоков, стекающих с активного вулкана Центральный Семячик в одноименный лиман, в небольшом термальном ручье длиной 12 км была обнаружена ранее неизвестная популяция жилой кунджи. Максимальная длина пойманных рыб достигала 30 см, масса – 250 г, предельный возраст — 7 лет, тогда как в ближайших крупных реках проходная кунджа доживает до 12 лет, достигая в длину более 1 метра и массы свыше 10 кг. Проходные рыбы в ручье замечены не было, в то время как в соседних речках шел нерест крупной морской кунджи.
Рыбы в ручье Тёплом обитают на участке русла длиной всего 5 км от непреодолимого скального уступа с выходами подземных вод, обладающих постоянной температурой 22 °С, до впадения холодного ключа недалеко от устья. Ниже уступа с водопадом русло горное, сложено крупной галькой и валунами, но через 2 километра ручей выходит на приморскую низменность и начинает меандрировать, появляются галечные перекаты; средняя температура воды падает от водопада до ключа с 20 до 17 ºС. Численность жилой кунджи в ручье невысока, в нересте ежегодно может участвовать всего 550–600 производителей. Рыбы становятся половозрелыми, набрав массу 60 г. Нерест осенний. Летом в питании преобладают рачки-бокоплавы, личинки поденок и ручейников.
Исследование кунджи из ручья Тёплого показало, что данная популяция обладает рядом специфических черт, отличающих ее от кунджи из других рек. Во-первых, скорость роста у рыб из термального ручья с возрастом не замедляется, среднегодовые приросты длины тела ежегодно составляют 30–40 мм. Во-вторых, взрослые рыбы сохраняют мальковую, так называемую «пестряточную» окраску, брачный наряд в преднерестовый период не появляется, в отличие от проходных рыб челюсти не удлиняются и не искривляются, крюк на нижней челюсти не появляется. В-третьих, значительная специализация прослеживается в строении черепа: зубы мелкие, а на сошнике (кость в передней части неба) зубов вообще нет, или имеется 1 зуб, тогда как у проходных рыб зубов на сошнике от 2 до 6; покровные кости (лобные, теменные, затылочные) как у крупных проходных рыб с выраженными остевыми «гребешками», при этом в строении многих других костей прослеживаются черты недоразвития, как у молоди. Наконец, у кунджи из термального ручья специфическое строение имеют слуховые камушки в полукружных каналах, так называемые «отолиты». Обычная для всех рыб слоистая структура отолитов у обследованных рыб была нарушена, отолиты имели зернистую структуру. Возможно, это нарушение являются следствием повышенной минерализации воды термального ручья.
Наличие специфических черт у кунджи из ручья Теплый позволяет предположить, что популяция существует изолированно от проходных рыб этого района. Возможно, морская кунджа не заходит в ручей из-за его специфического температурного и гидрохимического режима, а также удаленности устья от моря (ручей впадает в кутовую часть крупного мелководного лимана). На Камчатке подобный изолят мог возникнуть только в вулканическом ручье с зарегулированным термальным стоком и стабильными благоприятными условиями среды. Средняя температура воды в ручье в августе в 2–2,5 раза выше, чем в соседних водотоках без термальной подпитки, зимой эта разница может повышаться до 10 крат.
Постоянную кормовую базу созревающим и половозрелым рыбам обеспечивают легкодоступные бокоплавы, а также личинки амфибиотических насекомых. В результате, в ручье создаются условия обитания, более характерные для Японии и южных Курил, где кундже свойственно образование жилых форм. Возможно, что хотя морские рыбы не пополняют генофонд изолированной популяции, обратный процесс происходит, например, за счет смолтификации и ската части наименее быстро растущей ручьевой молоди в залив.
Для прояснения взаимоотношений жилой и проходной кунджи семячикского района необходимы дальнейшие, в том числе молекулярно-генетические исследования, но в любом случае, обнаруженную малочисленную популяцию можно считать уникальным компонентом биоразнообразия Камчатки.
Источник: Кроноцкий государственный природный биосферный заповедник