Эвены
Когда русские землепроходцы появились на Камчатке, то застали здесь коряков и ительменов. К середине XIX века на полуострове появились эвены.
Эвен, эвын — самоназвание этого народа, означающее «живущий здесь». По происхождению и культуре эвены были схожи с эвенками. Обитали они на северо-востоке Сибири от Охотского моря до реки Лены по соседству с юкагирами, а отчасти с коряками и чукчами, имея с ними давние связи. Часть эвенов, кочевавшую на Охотском побережье и к западу от него, другие народы Северо-Востока, а вслед за ними и русские называли ламутами, то есть «живущими возле моря» («лам» — по-эвенски «море»). Другая же часть эвенов, в том числе эвены, пришедшие на Камчатку, именовала себя орочи, что означает «оленные люди».
Эвены подразделялись на роды, а те, в свою очередь, на большие патриархальные семьи.
С приходом русских на Северо-Восток эвены, как и другие народы, были обложены обременительным ясачным сбором, что и побуждало их к поиску новых пастбищ и охотничьих угодий.
На Камчатку эвены пришли, видимо, в конце 40-х годов XIX века со стороны Гижиги через Пенжинский хребет. Начальник Камчатки Машин, узнав о появлении эвенов в 1849 году близ Тигиля, посчитал его «весьма полезным для края», при условии, что они не будут доставлять неудобства ительменам и станут уплачивать ясак камчатским властям.
Эвены начали осваивать незаселенные отроги Срединного хребта. Сначала они переселялись небольшими группами. По преданиям, некий эвен Тимошка и его отец осмотрели верховья реки Быстрой, побывали в Петропавловске, возвратились в Гижигу и рассказали сородичам о новых удобных местах. Это предание имело реальную основу. Действительно, в 1852 году посланцы эвенов явились к губернатору В. С. Завойко, сообщив, что кочуют по Срединному хребту.
Со временем эвены, поселившиеся на Камчатке, обособились от своих собратьев на материке. Они кочевали по притокам рек Паланы, Кинкиля, Морошечной, Русаковой. Богатые пастбища были удобны для оленей, поголовье быстро росло. Среди эвенов появлялись владельцы стад до 200—500 голов. Охота на пушного зверя имела для них побочное значение. Как правило, передвигались эвены верхом на оленях, чего не делали коряки.
Жили они в легких разборных чумах, удобных для постоянных перекочевок. Чумы покрывали выделанной оленьей шкурой — ровдугой. Носили распашную верхнюю одежду с характерными нагрудниками, богато расшитыми бисером красного, зеленого, синего, черного цвета, с кожаной бахромой внизу. В их быту и одежде просматривалось и влияние соседних народов. Соприкасаясь с ительменами и коряками, с русскими поселенцами, эвены воспринимали их материальную и духовную культуру. От коряков и камчадалов они переняли собачьи упряжки, способы ловли рыбы запорами. В хозяйстве эвенов появлялись лошади, которыми до этого пользовались только русские.
На Камчатке эвенов встретили дружественно. Ученый К. Дитмар сообщал, что коряки оказывали им «ласковый прием и гостеприимство», эвены «ответствуют этому дружественному расположению». Быстро овладевали они и корякским языком.
Использованные источники:
- Сергеев В. Д. Страницы истории Камчатки. Дореволюционный период. Дальневосточное книжное издательство, г. Петропавловск-Камчатский, 1992 г.